Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
пока грохочущая слякоть
весною черною горит…
Перефразируя Пастернака понимаю, что плакать и «писать о феврале навзрыд» - не «наш метод». А вот «достать чернил» и, наконец-таки разобраться, почему уже третий конец февраля кряду мне хочется встречать весну исключительно в одном месте – на склонах и перевалах горного хребта Тигиртиш практически (с небольшими вариациями), в одной и той же компании, передвигаясь не самым излюбленным мною способом – на лыжах! от приюта к приюту, от перевала к перевалу. По крайней мере, садясь 25 февраля в Омске в поезд – я поставила себе такую цель – разобраться в своих мотивациях, чувствах, эмоциях, которые накрепко привязали меня к этому замечательному месту.
Итак – разбираюсь. Во-первых, это Дорога (именно с большой буквы!) от Омска до Лужбы. Поездка на вокзал, суета по поводу – все ли ты успел сделать перед отъездом, потому что здесь, без тебя все остановится/будет идти не правильно...последние звонки и последние ценные указания. Приезжаешь на вокзал немного потерянный и вдруг еще от входа узнаешь знакомые силуэты с такими же, как у тебя рюкзаками, лыжами и смущенно-потерянными лицами. А потом – поезд, шутки, долгие разговоры, чай до одурения. Как будто бы до этого целый век ты не шутил, не пил чаю и не разговаривал. И вдруг в один прекрасный момент ощущаешь, что ты уже не в Городе, но еще не в походе. В Безвременье, которое дает тебе возможность остановить свой вечный бег по кругу и задуматься: кто Ты, где Ты, зачем Ты?
Во вторых – это безграничная, безусловная и очень трогательная красота этих мест. От индустриальной городской геометрии взгляд отдыхает на плавных линиях ослепительно белого искрящегося бриллиантовым гранением снега, пушистого, как в детских сказках и снах. В памяти почему-то всплывает Двенадцать вариаций для виолончели и фортепиано на темы оперы Моцарта "Волшебная флейта" – так же глубоко, мягко и тягуче. А затем – включаются и другие инструменты оркестра – чистая, прозрачная, незамерзающая речка вдруг пробивается из-под снега колокольчиками и звуками треугольника. А вот и пихты – мощными аккордами деревянных и медных духовых – и солнце – этот замечательный автор и дирижер нашего настроения.
В третьих – это сам процесс похода. И это пусть не первый – но главный аргумент выбора. Горы (хоть и не такие высокие – но Горы!!!), перевалы, спуски, траверсы, карнизы, фирн – все по настоящему. В первые дни похода ты напряжен, пытаешься как всегда все контролировать: безопасно ли, устойчиво ли под ногами, а если падать – то куда? Видимо, закономерно, что один из первых подъемов в этом году пришелся на Пик Дураков, именно так я себя и ощущала, три часа спускаясь с горы, на которую поднимались 4 часа. Но, постепенно, где-то день на третий я почувствовала, что все напряжения, накопившиеся в моей городской жизни, растворяются в этом бесконечном дуэте снега и неба. Наша ежедневная размеренная ходьба потихонечку переросла в качественную медитацию. Результат - «взяты» перевал Караташ и перевал Малого Зуба. Не без боя, конечно! Но какой восторг ощущаешь от того, что ты – до мозга костей городской житель, «офисный планктон» все-таки дошел до вершины перевала, что граница твоих возможностей расширилась еще на несколько сантиметров, и – главное – что там есть еще какие-то резервы и что ты можешь еще дальше и выше. И понимаешь, что шел сюда для этого – подтвердить для себя – ты можешь. А еще – посмотреть на открывающиеся перспективы с обеих сторон перевала, и понять, что и жизненных перспектив у тебя еще великое множество. А затем – спуск! Всякий – тревожно радостный, сосредоточенно-рассчитанный, бесшабашный, ответственный – но главное – свободный. Не вдоль трассы подъемника, заезженный до неприглядности, а твой, собственный, пусть сложный и трудный – но твой! На трясущихся, негнущихся от страха и усталости ногах – домой, в тепло, к приюту.
И – спасибо всем, кто был рядом - Анвару и Ларисе - за саму возможность этого действа. Ты вроде бы все делал сам – поднимался в горы, шел долгие километры между приютами. И они шли рядом, помогали, подсказывали. А потом ты вдруг оказывался в теплой протопленной избе, где тебя ждет горячий обед и это – тоже они. Спасибо Алексею, который всегда был готов подстраховать тебя на склоне и который даже в таких сложных условиях позволял ощущать себя женщиной, а не «теткой» - как в прожженных туристических компаниях зачастую называют представительниц прекрасного пола. Спасибо тебе, мой друг Евгения! Мне было с кем разделить как мои открытия, так и мои мелкие горести. Екатерина позволила мне ощутить себя чуточку сильнее, чем я есть на самом деле. Татьяна, спасибо тебе за интересные беседы и с нетерпением ждем твоих замечательных фотографий.
P.S. Окончательного ответа на свой вопрос я так и не получила. Но нисколько не жалею об этом. Ведь в этом случае у меня есть еще повод снова отправиться в это замечательное, увлекательное и очень красивое Путешествие.
Светлана П.