Три года мы искали лидера, который решился бы на руководство сложным веломаршрутом по горам Монголии или Киргизии. Монголия показалась слишком суровой и серьёзной. Маршрут по Киргизии на юг от озера Иссык-Куль – более доступен и понятен. Маленькая группа собралась из трех городов: Омск, Красноярск, Тольятти. Лидер группы Света Жмурко смогла создать благоприятные условия на стадии подготовки к походу и на самом маршруте.
Её впечатления и фото:
Итак,… мы вернулись!
Завершилась наша мегапокатушка. Не осмелюсь назвать ее походом в полном смысле этого слова – сопровождение машиной дает возможность расслабиться. И многие участники неоднократно этим пользовались – маршрут был не таким уж легким и требовал определенной физической и технической подготовки.
На большом протяжении нашего путешествия не оказалось леса. Отсутствовали даже маленькие кустики. Красивые скалы, горные реки, снежные вершины, зеленые луга, а привычный нам костер разжечь не на чем!
У всех наблюдался обман зрительного ощущения на подъемы и спуски. Ну вот явно же видно, что дорога идет вниз! Так нет же! Тащишься с небольшой скоростью, язык на плечо. А вот тут – ну явно же вверх, а велик сам взлетает. Как будто кто-то расставил невидимые магниты. Даже вода иной раз текла вверх!
Киргизы оказались очень доброжелательным народом, готовым и дорогу подсказать и угостить своими кумысами-сметанами.
Во всех селениях от детей мы встречали неравнодушно-бурное приветствие – «Hello», «Здравствуйте», «Салам». Мы для них – явление, разнообразящее их привычную размеренную жизнь с катанием на осликах. Причем кричали всегда пацаны, дочери Киргизии просто с любопытством смотрели вслед.
Группа была разношерстной по физической выносливости (что нейтрализовалось присутствием машины), но это не помешало нам прожить эти дни весело в постоянной поддержке и взаимопомощи. Мы не назначали дежурств – каждый действовал по силам, по обстановке и в целом быт выстраивался как надо.
И каждый день был не похож на другой, каждый приносил новые впечатления, новые ущелья, события.
Хронология событий…
Жаркое бишкекское солнышко вскоре сменилось дождливой дорожной мглой, что предвещало боевое крещение в первый же день. А точнее ночь. Темнеет здесь рано. В пол девятого вечера – плотные сумерки, а в девять – непроглядная темень. Без пяти минут ночь мы прибыли в селение Джети-Огюз, где в начале одноименного ущелья нас поджидал наш верный слуга – ГАЗ-66. Познакомились с мило улыбающимися Равшаном и Абдраимом и под накрапывающим дождиком перебросили вещи- велы из одной машины в другую.
И потрясло нас среди тьмы куда-то вверх в неизвестность…
Приехали… Моросящий дождь. Грохочущая где-то недалеко река. Травянистые поляны с лужами, мокрые ноги… Смертельная усталость от затянувшихся переездов и недосыпов… Безуспешные попытки разжечь костер… Все бегают как муравьи на пожаре с зажженными фонариками… Нашли островки без луж, поставили палатки.
Утром смогли осмотреться, куда же мы попали. Красивое горное ущелье, тянь-шанские ели, бурная река с таким же названием Джеты-Огуз, заросли барбариса и шиповника, проходящие мимо стада овец и коз. Честно говоря, я думала, подобный пейзаж будет сопутствовать нам на протяжении большей части пути…
На перевал Тосор кто зашел, кто частично доехал. Решили спускаться до ближайшего леса и там отдохнуть денек. Ха-Ха! Мы не знали, что леса не будет… А была красивейшая долина со спуском в 50 км с многочисленными речками, через которые переправлялись по-разному…
На одной переправе меня чуть не снесло. Я стала переходить ее так же, как наши спокойные ручейки, опираясь на велик. Чувствую, велик уносит, ноги замерзли – хорошо Женя быстро пришел на подмогу!
И вскоре перед нами раскрывается красивейшее ущелье Кичи-Нарын с одноименной рекой. Наконец-то мы доехали до леса! Вот где надо бы останавливаться на ночевку! Но мы с утра полны сил – едем дальше, фотографируемся. И кажется, что такая скально-лесная красота будет продолжаться и дальше, и безлесье осталось в прошлом…
Но как-то вдруг лес редеет… и мы оказываемся в месте слияния рек Кичи-Нарын и Чонг-Нарын. Сливаясь, они образуют очень бурную и полноводную реку Нарын.
По красивейшим серпантинам подобрались к перевалу Молдоашу высотой 3800 м.
На пути Орто-Токойское водохранилище. Видно, что вода в нем спала – разобрали на полив. Вода достаточно теплая. Но желания купаться нет – дует сильный ветер. Как рассказали водители, таковой дует здесь всегда. И даже в советское время, хотели тут построить турбазу для серфингистов. А зимой для занятий кайтингом.
О, Иссык-Куль! Мы тебя достигли! Твоя чистейшая лазурная вода после перенесенных испытаний кажется теплой, как южное море. Хотя так кажется не всем…
Мы с Женей решили воспользоваться последней возможностью подъехать на машине до очередных красот.
Выезжаем через большой поселок Боконбаево, где Женя выскакивает из машины чего-то себе купить. И вправду, в путешествии тебя порой накрывает другая реальность. Женя, будучи одет в купальные ПЛАВКИ, кроссовки и КАСКУ, с совершенно деловым видом предстал в центре южного базара. Очнулся он, когда вся толпа кыргызкого населения уставилась на него, как на явление пророка, и стала показывать пальцем. Мне уже было заранее смешно, когда он только собирался выйти из машины в таком виде. А когда он с ошпаренной физиономией влетел обратно, я просто валялась.
И вот мы пылим по горам то ли по дороге, то ли по ее отсутствию. Швыряет нас так, что приходиться распираться руками-ногами между сиденьями, дабы не пробить еще один люк на крышу. Машина начинает капризничать, видать, домой очень рвется, у нее что-то в ненужном месте начинает течь. Прощаемся с водителями. Выезжаем к трассе, идущей вдоль Иссык-Куля. И решаем дунуть к соленому озеру.
При въезде к озеру стоит шлагбаум, где с каждой души собирают по 50 сом. Мол, «крестьянское хозяйство» - написано на табличке с правилами поведения. Лечебную грязь и воду вывозить запрещено – штраф ужас сколько сом! А на выезде с другой стороны – все открыто. Теперь мы знаем, где правильно подъезжать.
Здесь все мажутся грязью – кому надо и кому не надо. Начали мы с малого:
Обратно едем не по трассе, а по песочно-грунтовой дороге вдоль Иссык-Куля.
Вскоре дорога поворачивает к трассе, извилисто прорезая высокие холмы.
Радуемся, как дети в зоопарке, встреченным верблюдам. И оказываемся в каком-то нереальном пространстве – песочная дорога, где вместо обочин глиняные стены, подсвеченные оранжевыми лучами заходящего солнца. Абсолютная тишина и безветрие, как на дне глиняного сосуда. Только временами с шорохом пролетают еще не заснувшие птицы. Одним словом, нежданно-негаданно попали в каньон.
Вечером мы устроили гигантский прощальный костер.
МЫ… А именно:
Света (svetsun) – Омск, дизайнер;
Женя (ew) – Омск, старший инженер Билайна;
Вова (VVSkin) – Омск, студент и просто добрая душа;
Григорий – Омск, школьник;
Саня – Омск, школьник;
Виктория (ViCo) – Красноярск, редактор фотожурнала «ПлюсОН»;
Кирилл – Самара, студент мединститута.
Путешествие состоялось.
Мы открыли для себя новые земли… и воды.
Все трудности преодолели благополучно без великих потерь и поломок.
Познакомились друг с другом и побратались тремя городами.
Встретили на своем пути других велопутешественников и в чем-то обменялись опытом.
Получили массу удовольствия от красот Киргизии и нащелкали красивейшие снимки.
Света