Облака прилегли на макушки деревьев. Где-то там в этой облачности вулканы. Загружаемся в ГАЗ-66 и выезжаем из Козыревска. Дорога больше похожа на коридор под кронами деревьев. Моросящий дождь струйками стекает по стёклам кунга. Машина гудит по скользкой глинистой дороге. Каждое колесо самостоятельно пытается найти опору и медленно двигает машину вперёд. Неожиданно посветлело, лес кончился. Машина остановилась, замолк двигатель. Дверь кунга распахнулась - стоянка "Копыто". Погода без изменений, видимость метров пятьсот. Начинаем движение по дороге, местами она размыта потоками воды на метра полтора-два глубиной. Пытаемся найти тропинку в сторону стоянки "Поляна Эдельвейсов". Иногда облачность приподнимается и даёт возможность немного сориентироваться на местности.
Вышли на тропу к ручью Бараний. Крутой спуск по тропе среди буйной растительности. Капли дождя бисером висят на двухметровых зарослях травы, душа хватило и первым и последним. Ручей Бараний с шумом нёс свои серые от вулканического песка воды в сторону реки Студёной. Ищем переправу по камням. Они оказались совсем не скользкие, лава, заглаженная потоками воды, остаётся шероховатой. Поднимаемся на стоянку: навес, костровище, места под палатку и местные евражки.
Так началось наше знакомство с Камчаткой.
К утру дождь кончился. Сходили в радиалку на "Поляну Эдельвейсов". Маленькие, пушистые небольшими букетиками приютились среди камней на высоком обрывистом склоне. Где-то внизу слышен рокот реки Студёной.
Тропинка то появляется, то исчезает. Навигатор показывает, что каньон справа от нас, оставляем рюкзаки и идём в сторону каньона. Заглаженные скалы, пенистые потоки воды и остатки снежных мостов над рекой - всё одинакового графитового цвета.
Трудно представить, что по дну каньона можно пройти пешком, фотографируя отвесные стены. Но через пару недель ночная минусовая температура остановила этот бушующий поток и дала возможность пройти по каньону. Чудеса!
Природа благосклонна к нам, открывает красоты постепенно, в пределах непосредственной близости.
Дошли до переправы через реку Студёная. Серый ревущий поток воды постоянно меняет внешний рисунок: спокойное течение начинает рябить, потом появляются небольшие буруны, потом они становятся большими, пляшущими и в одно мгновение всё успокаивается.
Переобулись, взялись за рюкзаки соседа и с замиранием сердца шагнули в серую неизвестность. Вода оказалась теплее, чем предполагалось из названия. Под ногами ровное плотное дно из вулканического песка. Через несколько минут мы уже на другом берегу, наблюдаем, как вода в реке прибывает.
Рельеф и растительность позволяют перемещаться в нужном направлении без тропы. Отправляемся к истокам реки Студёной на ледник Богдановича.
Утром природа приоткрыла новые красоты. В розовых лучах восхода появились чёткие контуры. Так вот они какие настоящие вулканы!
Ледник Богдановича в нижней части под толстым слоем песка, камней, с множеством разноцветных озёр, только в разломах и на крутых склонах видны ледовые стены.
Отправляемся в радиальный выход до 2700 м на гребень вулкана Камень.
Впереди Малая Антарктида раскинулась ровным снежным покрывалом, слева пики вулканов Ушковский и Крестовский, справа дымящийся конус вулкана Ключевской. С высоты 2700 м чётко видно границу задымленности: снизу всё в лёгкой дымке, а вершины чётко видны на фоне яркого неба.
На обратном пути всё тот же лабиринт спусков, подъёмов по волнам морены ледника Богдановича.
Вечерние краски заката, меняющийся шлейф дыма вулкана Безымянный. Недалеко на склоне появилась росомаха. Остановилась на несколько мгновений, разглядывая нас, и отправилась дальше по своим вечерним делам большими прыжками.
Переход до Марсова поля по огромной долине, прорезанной ручейками.
На подходе к базальтовой "Поленнице" нас встретил лис. Соблюдая дистанцию, спокойно позирует.
От "Поленницы" по зелёному ковру травы и цветов видна чёрная лента тропы, ведущей на стоянку "Марсово поле". Пейзаж меняется. Слева - красные склоны кратера Марс, справа - причудливые очертания застывшей лавы.
Большие сурки наблюдают за нашим передвижением и, как только расстояние сокращается, неуклюже разворачиваются и неторопливо прячутся в нору.
Устанавливаем лагерь и отправляемся знакомиться с окрестностями.
Пестрые ковры цветов, вдали виднеются вулканы Ключевской, Камень и Безымянный. Рядом - снежные склоны вулканов Овальная Зимина и Толбачик...
Проходим перевал Толбачинский и начинаем спуск к перевалу Толуд.
Появляется пирамида вулкана Большая Удина. Компас и навигатор периодически живут своей жизнью. Путают стороны света, теряют связь со спутниками, а облака скрывают вершины. Широкая натоптанная тропа, то теряется в замшелых камнях и траве, то вновь появляется.
Хорошо, что есть карта и река - движемся в нужном направлении. Ночуем на перевале Толуд. Утро началось с фантастических видов.
Вдали виднеются вулканы Камень, Ключевской и шлейф дымящегося вулкана Безымянный. По центру вулкан Зимина.
Снизу стремительно поднимаются облака, скрывая Большую Удину.
На стоянке Толуд распогодилось. Сушим отсыревшие за ночь палатки. Знакомимся с суровым бытом вулканологов. Наблюдаем, как евражки аппетитно едят семена травы. Фотографируем птичек с ярко-малиновым оперением и вдруг видим большого медведя, неспешно пересекающего тропу, по которой нам идти дальше. Секунда - и он скрывается в ложбине.
От стоянки Толуд тропа плавно уходит вверх. Выходим выше границы леса, поднимаемся на гребешок и пейзаж резко меняется. Чёткая граница зелени и, блестящего в лучах солнца, бурого потока. Лавовые потоки Толбачика раскинулись до самого горизонта. Обходим по границе вздыбленной лавы и песка. Местами лава гладкая, как дорожка и по ней идти легче, чем по черному песку, ускользающему под ногами.
Переходим лавовый поток по разметке белой краской.
Тропа выводит на автомобильную дорогу, скорость падает, песок не даёт опоры под ногами. Чернота и уныние ландшафта похожа на лунное безмолвие. Разноцветные пятна цветов оживляют пейзаж.
За очередным поворотом появляется лагерь на стоянке "Клешня". На чёрном вулканическом песке яркие пятна палаток.